Проблемы с речью крайне важно выявить и постараться исправить именно в дошкольном возрасте. В норме к году ребенок уже произносит несколько слов, а к двум годам может связать несколько слов во фразу. В три года он уже пользуется развернутой фразой, пропуская части слов и не выговаривая многие звуки, но к пяти годам эти ошибки минимизируются. К школьному возрасту (7 лет) ребенок уже должен правильно произносить все звуки русского языка, знать около 3500 слов, уметь составлять развернутые рассказы по картинкам. Если Вы отмечаете у ребенка в возрасте до 3-х лет минимальный словарный запас или отсутствие речи, нужно обязательно показать ребенка детскому неврологу или психиатру. Специалисты оценят уровень развития ребенка и примут решение о необходимости начала коррекции на раннем этапе. Дополнительно врачи оценят наличие или отсутствие у ребенка отставания в интеллектуальном развитии и на основании этого смогут порекомендовать коррекционно-развивающие занятия с дефектологом.
● Заикание или постоянные запинки в речи
● Систематическое нарушение произношения конкретных звуков без положительной динамики
● Перестановка слогов в словах
● Речь неотчетливая, смазанная, словно «каша во рту»
● Грамматически неправильное построение фразы (например, отсутствуют все предлоги, ребенок путает число, род, падежи)
● Алалия (отсутствие речи при сохранном интеллекте вследствие нарушения формирования различных зон головного мозга)
● Дизартрия (нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата)
● Нарушения речи у детей с поражением органов слуха
● Нарушения речи, связанные с дефектами артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия)
● Дисфония (нарушение голосовой функции в виде слабости, осиплости, хрипоты)
● Речевые нарушения при таких расстройствах, как аутизм, задержка психоречевого развития, умственная отсталость, ДЦП, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Дауна.