В школьном возрасте с развитием новых навыков у ребенка могут обнаружиться некоторые ранее невыявляемые трудности, при которых может потребоваться логопедическая и дефектологическая помощь.
Дисграфия представляет собой частичное расстройство письма, не связанное с нарушением интеллектуального развития. Расстройство проявляется наличием стойких специфических ошибок из-за дисфункции коры головного мозга. Дислексией называется частичное нарушение процесса чтения. Она проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. При этом уровень интеллектуального и речевого развития ребенка может быть достаточным, условия обучения – оптимальными, а нарушения зрения и слуха отсутствовать. Нередко дисграфия и дислексия могут наблюдаться одномоментно.
Подозрение на наличие у ребенка данных расстройств, как правило, впервые возникает у школьного учителя. При возникновении такого вопроса следует для начала убедиться, что у ребенка отсутствуют нарушения органов зрения и слуха. Если с ними все в порядке, стоит обратиться за консультацией к неврологу и логопеду-дефектологу. Заподозрить данные диагнозы можно в возрасте 7-8 лет, а окончательно подтвердить – к 10 годам. При подтверждении диагноза или подозрении на него требуются коррекционные занятия с логопедом-дефектологом, на которых специалист будет формировать у ребенка слаборазвитые навыки. Родителям специалист будет предлагать домашние задания, которые необходимо выполнять для поддержания прогресса. При своевременном обращении за помощью и соблюдении рекомендаций специалистов дисграфию и дислексию чаще всего удается скомпенсировать.